Конвертация видеофайлов в DCP digital cinema package формат.   fa72299d     

Тамарченко Г Е - 'что Делать' И Русский Роман Шестидесятых Годов



Г.Е.Тамарченко
"Что делать?" и русский роман шестидесятых годов
Наследие Чернышевского-романиста стало предметом специального
историко-литературного изучения сравнительно поздно. После выход романа "Что
делать?" вспыхнула ожесточенная полемика - не только
критико-публицистическая, но и беллетристическая, длившаяся несколько лет;
однако после этого в течение ряда десятилетий о Чернышевском в легальной
печати возможны были лишь глухие упоминания намеки.
Расширение цензурных возможностей после революции 1905 г. позволило
сыну писателя, М. Н. Чернышевскому, выпустить первое Полное собрание
сочинений, куда вошли оба романа - "Что делать?" и "Пролог". Об этих романах
писали тогда не так уж много. Авторы, близкие к "Beхам", как известно,
ставили под сомнение не только художественнуню, но и общественную ценность
романов Чернышевского.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции когда
ученым стали доступны материалы, захороненные в секретных архивах или
сохранившиеся в частных собраниях, стало возможно научно изучение Н. Г.
Чернышевского-беллетриста. Из тех, кто стоит у истоков такого изучения,
следует выделить два имени - А. П. Скафтымова и А. В. Луначарского.
А. П. Скафтымов еще в 20-х годах в своих работах, посвященных "Что
делать?", поставил этот роман в широкий историко-литературный контекст,
рассмотрев его в отношении к западноевропейскому роман; (в частности, к Жорж
Занд). {А. П. Скафтымов. 1) Роман "Что делать?". - В кн.: Н. Г.
Чернышевский. Неизданные тексты, статьи, материалы, воспоминания. Саратов,
1926; 2) Чернышевский и Жорж Занд. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. 1828-1928.
Неизданные тексты материалы и статьи. Саратов, 1928.} В его же работах
30-40-х годов были впервые исследованы незавершенные беллетристические
произведения Чернышевского. {А. П. Скафтымов. 1) Художественные произведения
Н. Г. Чернышевской написанные в Петропавловской крепости. - В кн.: Н. Г.
Чернышевский. Саратов, 1939; 2) Сибирская беллетристика Н. Г. Чернышевского.
- Уч. зап. Сарат. пед. ин-та, вып. 5, 1940.} Тем самым роман "Что делать?"
был поставлен в связь с дальнейшей эволюцией Чернышевского-беллетриста. По
справедливому замечанию Е. И. Покусаева, "в обобщающих трудах саратовского
ученого были обозначены самые главные аспекты и направления исследований
художественного творчества" писателя. {Е. И. Покусаев. От редактора. - В
кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, т. 6. Саратов,
1971, стр. 5.}
По сей день сохранили свое значение также статьи А. В. Луначарского
1928 и 1932 гг., {А. В. Луначарский. 1) Н. Г. Чернышевский как писатель. -
Вестник Коммунистической академии, 1928, кн. 30; 2) Романы Н. Г.
Чернышевского. - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Избранные произведения, т. 5.
М.-Л., 1932.} где был уже поставлен вопрос об особой роли "Что делать?" в
развитии русского романа и о значении его для нашей современности. Вполне
современный интерес заключают в себе мысли А. В. Луначарского о
композиционном и о жанровом своеобразии "Что делать?" как интеллектуального
романа: "Самому _типу_ того романа, который нам нужен, мы можем у него
учиться. Неправда, будто Чернышевский не воспитывает, будто ум у него все
вытесняет. Чернышевский, конечно, рационалист, конечно, интеллектуальный
писатель, конечно, умственные сокровища, которые лежат в его романах, имеют
самое большое значение; но он имеет силу остановиться на такой границе,
когда эти умственные сокровища одеваются плотью высокохудожественных



Назад